Влияет ли телевизор на развитие ребенка. Как телевизор влияет на ребенка. Данные про влияние телевизора на ребенка

Исследование влияния телевизора на ребенка

Влияние телевизора на ребенка довольно серьезное, и если ребенок, который еще не ходит в школу, слишком сильно увлекается просмотром телевизора, он оказывается менее развитым и хуже подготовленным к занятиям. К такому выводу пришли ученые из университета Нью-Йорка. Данные их исследования были опубликованы в журнале Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics.

Данные про влияние телевизора на ребенка

Если верить данным исследования, то ограничение просмотра телевизора детьми имеет огромный смысл. Американская академия педиатрии в 2001 году опубликовала рекомендации, согласно которым дети старше 2 лет должны смотреть телевизор не более 2 часов в день. В октябре 2016 года рекомендации были изменены. Рекомендуемое время просмотра телевизора для детей от 2 до 5 лет было снижено до 1 часа в день.

– Более ранние исследования показывают, что дети очень часто смотрят телевизор гораздо дольше рекомендованного времени, – говорит кандидат наук Эндрю Рибнер, — А в наше время, когда технологий стало еще больше, появились смартфоны и планшеты, и время, проводимое ребенком у экрана, стало еще более длительным.

Возможно, вам также интересно знать, какое влияние на здоровье оказывает увлеченность компьютерными играми.

Вредно ли ребенку смотреть телевизор

Увлечение просмотром телевизора плохо влияет на способность к обучению у дошкольников. Это было доказано в многочисленных исследованиях, проведенных ранее. Но мало внимания уделялось тому, как социально-экономический статус родителей влияет на развитие ребенка. Эндрю Рибнер с коллегами занялся изучением этого вопроса. В серии исследований он пытался понять, существует ли разница между детьми из семей с разным уровнем дохода в этом вопросе.

Рибнер и его коллеги изучили 807 посетителей детских садов из разных социальных групп. Их родители ответили на вопросы об уровне дохода, о количестве времени, проводимого у телевизора их детьми каждый день. Видеоигры, планшеты и смартфоны не учитывались в данном исследовании. У детей измерялся уровень развития математических способностей, уровень знания алфавита и умение читать, а также другие когнитивные функции, включая объем рабочей памяти, когнитивную гибкость, стремление к активности. Исследователи обнаружили, что большое количество часов, проведенных у телевизора ежесуточно, снижает уровень готовности дошкольников к школе. Особенно страдают математические способности и стремление проявлять активность. Нарушения были более явными у детей, которые смотрели телевизор больше 2 часов в день.

Чем выше был уровень дохода семей, тем меньше увлечение просмотром телевизора влияло на готовность к школе. Это означает, что дети из бедных семей особенно уязвимы к воздействию телевидения на их когнитивные функции. Максимальное падение способности к обучению наблюдалось у детей, растущих в семьях, находящихся на грани нищеты. Меньшее влияние было обнаружено в группе семей со средним доходом. В группах с высоким доходом и вовсе такой связи обнаружено не было.

Как влияет телевизор на ребенка

Интересным оказался тот факт, что просмотр телевизора сильнее всего влиял на математический интеллект и на способность к активным действиям. Что касается знания алфавита и умения читать, это там негативного влияния выявлено не было. Исследователи предполагают, что телевизионные передачи, особенно образовательные программы для детей, могут улучшать способность к чтению у дошкольников. А в области математики подобных эффектов обнаружено не было.

Исследователи не изучали содержание передач, которые смотрели дети. Вне поля зрения ученых также был общий контекст просмотра. Авторы предполагают, что эти факторы могут влиять на то, на каком уровне дошкольники демонстрирует готовность к школе. Возможно, именно в этом кроется причина того, что в высокодоходных семьях дети оказываются более защищенными от негативного влияния телевидения. Например, может оказаться так, что дети из богатых семей чаще смотрят образовательные передачи и реже развлекательные. Кроме того, более социально успешные родители, возможно, чаще смотрят телевизор вместе со своими детьми, обсуждают увиденное, объясняют им непонятные вещи, развивая их интеллект и умение понимать и оценивать мир. Возможно, родители из богатых семей имеют больше времени и ресурсов на то, чтобы заниматься развитием своих отпрысков.

– Наши результаты показывают, что те обстоятельства, которые окружают ребенка во время просмотра телевизора, могут оказывать существенное влияние на его способность к обучению, – добавляют исследователи.

Читать еще:  Почему подростки врут? Как с этим бороться? Детская ложь: почему ребенок врет и как научить его говорить правду

Ученые рекомендуют все-таки ограничивать просмотр телевизора детьми. И придерживаться рекомендованных Американской академией педиатров нормативов. То есть не давать детям дошкольного возраста смотреть телепрограммы больше 2 часов в сутки, чтобы избежать негативного влияния телевизора на ребенка.

Можно ли детям смотреть телевизор? Влияние телевизора на ребёнка

Телевидение давно прочно вошло в нашу жизнь и в настоящее время, почти в каждой квартире люди, проживающие в ней, имеют возможность просматривать несколько десятков и даже больше телевизионных каналов. Телевизор смотрят и взрослые, и их дети. И тут возникают вопросы, можно ли детям смотреть телевизор и какого влияния телевизора на ребёнка нужно опасаться?

Как влияет телевидение на ребёнка?

Телевидение влияет на малыша уже с первого года жизни ребёнка. Ребёнок реагирует на телевизор, на его звук и на часто меняющуюся картинку. По сути, малышу всё равно, что показывают по телевизору, ведь он ещё не осознаёт, что там показывают. Его привлекают именно внешние раздражители: звук и меняющиеся изображения. И больше всего ребёнок в таком возрасте ребёнок будет реагировать на рекламу. Потому что там достаточно громкий звук и яркие, часто меняющие друг друга картинки.

Ребёнок на третьем году жизни уже реагирует на телевизор по-другому. Он осознаёт, что происходит на экране и предпочитает просмотр мультфильмов. Главные герои в них — нарисованные сказочные и мультипликационные персонажи. И они больше соответствуют внутреннему миру ребёнка, чем фильмы и обычные передачи.

Вред телевизора для детей

Вред от телевизора часто преувеличивают. Но это не значит, что телевидение безвредно. У телевизора сильное влияние на ребёнка и это влияние носит отрицательный характер.

Если взять грудного ребёнка, то, как мы уже говорили, его привлекает телевизор, т.к. это сильный внешний раздражитель. Малыш будет наблюдать за телевизором, не зависимо оттого, что по нему показывают, даже не понимая, что там идёт. Естественно, возможно перенапряжение зрительного нерва. Ребёнок попросту устаёт смотреть телевизор, но вынужден это делать, т.к. рефлекторно отвлекается на внешнее раздражение. И об этом моменте надо помнить молодым мамам, которые занимаются уходом за новорождённым ребёнком и часто смотрят телевизор, держа малыша на руках.

Если вы воспитываете ребёнка 3-4 лет, то, возможно, были свидетелями того, что ребёнок приходил в возбуждение от просмотра фильмов или мультфильмов. Например, после сцен драки или сражения он начинал повторять действия героев из телевизора. Т.е. бегал, дрался с воображаемыми противниками, вел себя очень активно. Подобные вспышки гиперактивности у детей часто можно наблюдать во время просмотра телевизора.

Даже взрослые люди, смотря телевизор, могут сильно на него реагировать. Болеть за спортсменов, переживать за героев фильмов и радоваться за них. Многие женщины плачут при просмотрах драматичных мелодрам. И если телевизор способен оказывать такое влияние на взрослого человека, то на ребёнка он действует ещё сильнее, потому что дети гораздо хуже справляются со своими чувствами и эмоциями.

Влияние телевизора на мозг ребёнка исследовали японские учёные из университета Тохоку города Сендай. С помощью МРТ головного мозга они исследовали детей в возрасте 5-16 лет и выяснили, что у детей, которые проводят перед телевизором 4часа в день и более, происходят изменения головного мозга. В лобной доле серого вещества у них становится больше и это сильно снижает вербальный интеллект ребёнка.

Кроме того, не будем забывать про зависимость от телевизора. И она вполне может иметь место. Зависимость вызывают не только курение, алкоголь и наркотики. И телевизор, и компьютер и сладости и другие вещи способны её вызвать. Про это не говорят, потому что такие случаи случаются реже и, в большинстве своём, не носят такого разрушающего характера, но, тем не менее, стоит иметь это ввиду. Иначе, если часами напролёт ребёнок сидит перед «голубым экраном», то он не выполняет своих семейных обязанностей и как заставить такого ребёнка делать уроки — большой вопрос.

Может ли просмотр телевизора принести пользу ребёнку?

Может ли телевизор быть полезен ребёнку? Может. Ведь из телевизора можно получить много разной полезной информации. В этом плане, телевизор может даже в чём-то выигрывать у книги. По телевизору идёт много познавательных программ и передач, и дети любят их смотреть. Конечно, ребёнок должен «повзрослеть для них». Ребёнок дошкольного возраста вряд ли будет смотреть их, а вот у школьника младших классов жажда познания уже достаточно сильная.

Конечно, если судить объективно, то полезного в современном телевидении мало. Гораздо больше всякого «информационного хлама», не представляющего никакой ценности для развития ребёнка. И даже полезные развивающие и познавательные передачи нельзя смотреть долго. Потому что ребёнок достаточно быстро устаёт, его внимание слабеет и рассеивается и он перестаёт воспринимать информацию.

Сколько можно смотреть телевизор ребёнку?

О том, сколько времени должен проводить ребёнок перед телевизором, можно судить, оценив возраст ребёнка. Ребёнку в первый год жизни достаточно 10-15 мин в день. Ребёнку дошкольнику — 25-30 минут в день. А ребёнку младшего школьного возраста — 40-45 минут в день. Дольше нет необходимости, потому что ребёнок всё равно не может долго концентрироваться, и начнёт отвлекаться. Ведь неспроста уроки в средних школах имеют продолжительность 40-45 минут.

Читать еще:  Развитие и деградация в жизни ребенка. Как отличить. Что предпринять родителям. Деградация эмоций ребенка

Что делать, если в семье происходят конфликты из-за телевизора?

Если конфликтуют между собой дети и не могут решить, что они хотят смотреть (одному нравится одна передача, другому другая), то можно им обоим запретить смотреть его до тех пор, пока они не придут к согласию между собой. Если в семье происходит конфликт между родителями и детьми, то тут всё сложнее. Тогда стоит перестать смотреть телевизор всем, в том числе и родителям. До тех пор, пока не будет найден компромисс.

Можно, конечно, купить всем по телевизору и родителям и детям. Но не рекомендуем этого делать. Потому что каждый будет сидеть за своим «ящиком», не контактируя со своими близкими. И это способствует отдалению супругов и детей друг от друга. Ведь в счастливых семьях телевизор смотрят вместе, а не врозь.

Не стоит обедать и ужинать перед телевизором в ущерб семье. И не надо разрешать это делать ребёнку. Обедать нужно всем вместе. И гораздо лучше будет обсудить любимую телепередачу со своими родными за семейным столом.

Телевизор — это достижение цивилизации. И как всякое благо цивилизации, он несёт и положительное и отрицательное в себе, как две стороны одной медали. Вообще, любое достижение технического прогресса вместе с пользой несёт в себе, также, разрушающую суть. И очень часто их нельзя разделить. Беря от телевидения пользу, которую оно в себе несёт, мы вынуждены принять и вред, который оно может принести. Но, такова наша плата за прогресс.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
Читать еще:  Делать ребенок 1 год капризничает. Психология ребенка от а до я

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Источники:

http://friendly-life.ru/vliyanie-televizora-na-rebenka/
http://mirvsemye.ru/deti/mozhno-li-detyam-smotret-televizor-vliyanie-televideniya.php
http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector