Внимание ребенка

Развитие внимания у детей

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ

Один из самых распространенных вопросов, которые родители задают педагогам и психологам касается внимания детей. Родителей беспокоит невнимательность их малышей. При этом, говорят о невнимательности как родители годовалых, так и десятилетних детей.

Начнем с небольшого теоретического экскурса. Внимание – это направленность, сосредоточенность восприятия на объекте.

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание не требует от человека каких-либо усилий и связано с характеристиками объекта. Непроизвольное внимание человека привлекают интенсивные стимулы (яркий свет, насыщенный цвет, громкий звук, что-то необычное, новое). В общем, привлекает все то, что не является обыденным. Произвольное внимание непосредственно связано с волевыми процессами и со способностью человека к саморегуляции. Произвольное внимание появляется тогда, когда у человека есть намерение что-то сделать, то есть, когда есть цель. Послепроизвольное внимание основано на интересе. Оно возникает на основе произвольного. Наверно, вам знакома ситуация, когда вы начинали что-то делать, заставив себя усилием воли, но потом заинтересовались делом и уже не чувствовали напряжения. Это включилось послепроизвольное внимание.

Животные обладают только непроизвольным вниманием, у них нет произвольного и послепроизвольного внимание. Ребенок первого года жизни не обладает произвольным и послепроизвольным вниманием. Произвольное внимание социально по своей природе, оно не может развиться у ребенка без контакта со взрослыми.

Как же развивается внимание ребенка? Изначально внимание у ребенка реализуется с по­мощью наследственных механизмов. Так, ребенок на некоторое время задерживает дыхание и затормаживает движения, что служит подготовкой к действию. Непроизвольное внимание ребенка младенческого возраста можно наблюдать, когда ребенок реагирует на новую игрушку, тянется к яркому платку бабушки, когда его взгляд останавливается на знакомых лицах или когда он следит за движением кошки. Примерно до 10 месяцев у ребенка нет даже зачатков произвольного внимания, постепенно произвольное внимание начинает развиваться и далее всю жизнь произвольное внимание будет сопутствовать непроизвольному. Первые проявления произвольного внимания мы можем наблюдать у ребенка тогда, когда взрослый указывает жестом или голосом на какой-то предмет, а ребенок переводит взгляд на обозначенный предмет. Как мы уже упоминали, при непроизвольном внимании объект выделяется из среды за счет интенсивности (яркость, громкость). В данном случае ребенок направляет внимание на объект, который, может быть, не отличается интенсивностью. Ребенок начинает подчиняться речи и жестам взрослого. Это проявление зачатков произвольного внимания, саморегуляции, волевых процессов. На втором-третьем году жизни ребенка эта простейшая форма произвольного внимания активно развивается. К возрасту 4-5 лет ребенок постепенно учится направлять свое внимание на предмет (действие), следуя сложной инструкции взрослого. Примерно в 5-6 лет ребенок появляется новая форма произвольного внимания: ребенок направляет внимание на объект с помощью самоинструкции. И только в школьном возрасте развиваются волевые процессы. Произвольность – это новообразование школьного возраста. Именно поэтом рекомендуемым возрастом для начала школьного обучения является семилетний, а не, скажем, пятилетний возраст.

Вернемся же к вопросу о невнимательности ребенка. Невнимательными называют детей, которые не могу долго сосредоточить внимание на одном объекте. Чаще всего, речь идет о выполнении заданий учебного характера. Например, ребенок-дошкольник не может долго сидеть и писать закорючки, считать и решать логические задачки. Однако давайте остановимся на том, что значит «долго». Действительно, родителям может казаться, что ребенок невнимательный. Однако нередко у родителей завышенные требования по отношению к детям. Психологические исследования позволили определить устойчивость произвольного внимания у де­тей. Было выяснено, как долго дети могут сосредоточиться на одной игре. Выяснилось, что дети разного возраста могут сосредотачиваться разное время. Полугодовалый ребенок играет в одну игру не более 14 минут, а ребенок к шести лет до полутора часов. Эти данные, кстати, очень полезно знать тем родителям, которые жалуются на то, что ребенок не играет один. Нередко родители считают, что двухлетний ребенок мог бы занять себя и в течение часа. Однако это невозможно. С возрастом развивается также и концентра­ция внимания ребенка. Это значит, что подрастая, ребенок начинает меньше отвлекаться от своей деятельности. Выяснено, что за десяминутную игру трехлетний ребенок отвлекается примерно четыре раза, а шестилетний — один раз.

Итак, какие выводы мы можем сделать? Занятия с дошкольниками не должны быть длительными. Так как внимание ребенка не может долго удерживаться на одном объекте (задании), в течение каждого занятия задания должны чередоваться. Каждое новое задание «включает» непроизвольное внимание (новизна объекта), поэтому важно, чтобы пособия привлекали внимание ребенка формами, цветом или другими характеристиками. Взрослый, давая инструкцию, запускает произвольное внимание ребенка. Если задание интересно ребенку, то через некоторое время включается послепроизвольное внимание и тогда ребенок довольно долго может заниматься интересным для него делом. Следовательно, важно предлагать ребенку такие задания, которые могут оказаться для него интересными.

Читать еще:  Что положено при рождении ребенка неработающей матери. Декретный отпуск для неработающих. Как оформить ежемесячное пособие по уходу за ребенком

А теперь обратимся к занятиям в системе Монтессори. Учитываются ли характеристики внимания детей на занятиях по системе Марии Монтессори?

Итак, дети заходят в Монтессори класс. Для ребенка, который попал в класс впервые, в классе много нового и необычного. Пособия привлекают непроизвольное внимание ребенка своей новизной (яркость цвета, необычные формы). Ребенок берет то пособие, которое ему приглянулось и начинает работать. Может быть, новичок замрет на некоторое время в нерешительности. Ведь кругом так много интересного! Его глаза будут бегать от одного пособия к другому. И вдруг он видит ребенка, который уже работает. И это что-то новое. Ребенок может начать наблюдать за другими детьми. Большое количество новых привлекательных пособий помогает ребенку адаптироваться в среде. Ведь хочется поработать с каждым материалом, а это невозможно за один день. И тогда ребенок в нетерпении ждет следующего дня, чтобы снова прийти в класс и поработать с новым материалом, а, может быть, и с тем, с которым он уже знаком.

Итак, выбирает материал для работы ребенок на основе непроизвольного внимания (яркость материала, необычность формы и т.д.). Если материал не слишком заинтересовал ребенка, то как только новизна объекта проходит, ребенок берет следующий материал. Бывает, что ребенок занимается с одним пособием всего несколько минут. Это совершенно нормально, если на протяжении занятия ребенок поработает с несколькими пособиями. Обычно именно так и делают новички. Дети с синдромом дефицита внимания тоже немного времени уделяют одному пособию, это особенность их внимания.

Монтессори-материалы обладают уникальной особенностью. Они привлекают непроизвольное внимание и у детей, и у взрослых. Их так и хочется взять в руки. Нередко родители говорят о том, что сами бы с удовольствием поработали бы в классе. Да и сами наставники с радостью работают в классе, проводя презентации для воспитанников. При работе с материалом у детей почти всегда появляется интерес, то есть, появляется послепроизвольное внимание. И особенность материалов Монтессори как раз в том, что обычно естественно происходит переход от непроизвольного внимания (новизна) к послепроизвольному (интерес). Таким образом маленький ребенок, у которого еще не развито произвольное внимание, может эффективно заниматься в среде достаточно продолжительное время. Как только ребенок удовлетворяет собственный интерес, то послепроизвольное внимание пропадает. После этого ребенок может заинтересоваться другим пособием. Важно, что занятие строится таким образом, что ребенок может работать с материалом именно столько, сколько нужно ему.

Но тогда остается открытым вопрос. А не случится ли так, что у ребенка, который занимается по системе Монтессори, вообще не разовьется произвольное внимание? Это оправданное опасение, ведь без произвольного внимания невозможно обучение в школе. Давайте разберемся в этом вопросе. Произвольное внимание в среде Монтессори совершенно необходимо. Как известно, одним из важных этапов работы является презентация. Презентацию проводит наставник или воспитанник. Работать с материалом, не получив презентации, крайне затруднительно. Значит, ребенок должен направить свое внимание на слова и действия наставника. Следовательно, ребенку необходимо произвольное внимание. Значит, уже самые младшие дети в Монтессори среде учатся управлять своим поведением. А более старшие дети сами делают презентации. Для этого тоже необходимо произвольное внимание. Ведь нужно представить пособие, рассказать, как с ним работать. Это не самая простая задача для ребенка.

Произвольность в системе Мотессори проявляется и тогда, когда ребенок усилием воли завершает задание. Иногда бывает, что работа от начала до конца строится только на интересе. Но это преимущественно касается детей младшего возраста. На этом строятся задания сенсорной зоны. А вот задания, которые предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста (зона математики, космоса, родного языка), далеко не всегда просты. Чтобы завершить задание, ребенку порой необходимо активизировать волевые процессы, «включить» произвольное внимание. Наставники учат ребенка не бросать работу, которая не доделана. И ребенок старательно завершает ее.

Что касается развития внимания, то в среде Монтессори ребенок без особого труда, в естественной развивающей среде учится управлять собственным поведением. Это связано с тем, что вся система в целом и пособия в частности учитывают все особенности развития психических процессов детей. Это система, созданная для детей.

Читать еще:  Эмоциональный ребенок: попробуем настроить

Как развить внимание у ребёнка: виды внимания

Умение концентрировать внимание на объекте изучения — одно из важнейших условий успешного обучения, в том числе раннего развития дошкольника в домашних условиях или в ДОУ. Мы даже приводили в отдельной публикации 5 причин для того, чтобы развивать внимательность ребёнка как можно раньше. Но чтобы делать это грамотно и эффективно, важно понимать, что такое внимание и как оно устроено.

Внимание: разберёмся с понятиями

Внимание — это сосредоточение сознания на определённом объекте, позволяющее отражать этот объект избирательно и ясно.

Основоположник русской научной педагогики К. Д. Ушинский справедливо полагал, что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что входит в душу человека из внешнего мира». Ведь действительно: внимание, словно система фильтров, отсеивает всё, что по каким-либо критериям воспринимается личностью как неважное, второстепенное, лишнее. И напротив, то, что воспринимается как значимое, интересное и/или нужное, внимание выделяет и старается усвоить, подключая уже другие психические процессы (воображение, речь, мышление). Само по себе внимание самостоятельным психическим процессом не является. Это своего рода катализатор, активирующий сознание и направляющий его на тот или иной объект.

Классифицировать внимание можно разными способами.

В зависимости от вектора сосредоточенности сознания определяют:

  • Внимание внешнее — сосредоточение на явлениях и объектах окружающего мира;
  • Внимание внутреннее — концентрация на своих эмоциях, чувствах и мыслях.

По уровню волевой регуляции выделяют три вида внимания:

  • непроизвольное
  • произвольное
  • послепроизвольное

Для обучаемости, интеллектуального развития важно работать над «включением» внимания волевым усилием. Чтобы помочь ребёнку стать внимательным, необходимо разобраться, что происходит при активации определённого вида внимания, в чём сходства и отличия разных видов, в чём их достоинства и слабые места.

Непроизвольное внимание

Громкий звук, яркий свет, необычная картина, новый человек в привычном окружении — привлечь внимание ребёнка уже с рождения несложно. Достаточно предъявить ему раздражитель, выделяющийся из фонового потока. Так включается самый простой, пассивный вид внимания — произвольный. Ребёнок не делает сознательных усилий, не направляет свою волю на предъявляемый объект. Тот привлекает его внимание сам по себе. Но это важный этап тренировки внимания у детей первого года жизни.

Разговаривая с младенцем и напевая ему колыбельные, играя с ним яркими красивыми погремушками и вкладывая ему в ручки различные на ощупь предметы, мы привлекаем непроизвольное детские внимание, тренируем и укрепляем способность мозга концентрироваться на раздражителях различного вида: слуховых, зрительных, тактильных.

Произвольное внимание

Для описания произвольного внимания важно выделить его основные характеристики:

Т. е. в этом процессе ведущую партию исполняет воля человека. Только способность концентрировать внимание на заданном объекте (будь то рассказ взрослого, дидактический материал и пр.) позволяет говорить о внимательности. Чтобы невнимательный ребёнок стал внимательным , нужно развивать его умение активизировать произвольное внимание. И именно этот вид внимания мы подразумеваем всякий раз, когда говорим о том, как развить внимание у ребёнка.

Развитое произвольное внимание позволяет сосредоточиться на определённом занятии, даже если занятие это не вызывает личной заинтересованности. Чем младше ребёнок, тем меньше развито его произвольное внимание, тем сложнее выстраивать занятия, ориентируясь исключительно на их полезность. И только делая ПОЛЕЗНЫЕ развивающие занятия ИНТЕРЕСНЫМИ для конкретного малыша, мы работаем с его непроизвольным вниманием, через которое развиваем умственные способности и, в том числе, умение управлять своим вниманием уже сознательно, произвольно.

Произвольному вниманию способствуют следующие факторы:

  • осознание важности выполняемых действий (внутренняя или внешняя мотивация);
  • выполнение привычного порядка действий в привычное для него время (другими словами — режим);
  • благоприятные условия (располагающая атмосфера, подходящее психическое состояние).

Послепроизвольное внимание

Уже из названия понятно, что этот вид внимания включается следом за произвольным, после него. Очень важно выстраивать любую систему обучения таким образом, чтобы задействовать послепроизвольное внимание. Именно на этом этапе психической работы человека объект изучения становится действительно интересным, хотя изначально требовались определённые усилия, чтобы сосредоточить на нём своё внимание.

Наверняка большинство родителей знают, как это происходит даже с самыми маленькими детьми в возрасте 1–3 лет.

  • Вы предлагаете вместо озорных активных игр почитать книжку. Ребёнок сперва отказывается, продолжает шалить, убегает от вас. Но если вы начинаете читать увлечённо, наделять реплики персонажей живыми эмоциями, умело играть собственным голосом, подключая актёрское мастерство, малыш постепенно успокаивается, забирается к вам на колени и слушает вас внимательно-внимательно.
  • Вы решили поработать над силой маленьких пальчиков. Подобрали раскраску по возрасту и вложили в ручку ребёнка карандаш. А кроха не желает попадать в контур, размашисто осыпает лист крупными штрихами и заливисто хохочет. Но стоит взять такую же раскраску себе, сесть рядом и самому с удовольствием начать превращать обезличенный контур в нечто яркое и красивое, как малыш проявит интерес и попытается повторять ваши действия.
Читать еще:  Страшные маски на хэллоуин для детей. Хэллоуин своими руками: костюмы, украшения, маски. Как сделать тыкву на Хэллоуин в домашних условиях? Что можно сделать на Хэллоуин своими руками

Подобные примеры в каждой семье могут быть свои. Зависит от семейного уклада, устоявшихся привычек и психических особенностей ребёнка. Главное усвоить: даже та работа, которая вначале не вызывает у ребёнка интереса или требует от него волевых усилий, при грамотном подходе взрослого может превратиться в занятие не только полезное, но и увлекательное. И только такое развивающее занятие — полезное и увлекательное — достигнет своей цели и поможет ребёнку стать внимательнее, умнее и успешнее. А как строить такие занятия, как правильно развивать дошкольника, знают специалисты НИИ «Эврика». Наши материалы доступны для всех родителей, стремящихся предоставить своим детям максимум возможностей для всестороннего развития.

Счастливого вам родительства!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Особенности внимания у детей 3-7 лет

Внимание бывает разным

Внимание — это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.

” У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

Три вида внимания

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка, направленных на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но не долог: и как только объект становится обычным, непроизвольное внимание утрачивается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие.

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

” Чаще всего концентрация у дошкольников невелика, и очень важно ее развить. Для этого существуют специальные упражнения. Вот одно из них. Попробуйте вместе с ребенком разучить стихотворение. При этом первое четверостишие учите при очень слабом звуке телевизора или радио, заучивая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие заучивайте при достаточно громком звуке.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни.

Источники:

http://www.b17.ru/article/57804/
http://nii-evrika.ru/kak-razvit-vnimanie-u-rebyonka-vidy-vnimaniya/
http://sibmama.ru/vnimanie-detei.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector