Воспитание ребенка в младшем школьном возрасте. Психологические основы воспитания младших школьников. Знать свой район
Психологические основы воспитания младшего школьника
Воспитание – это целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, процесс поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, обществу, труду.
Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности.
Теории воспитания:
Биогенная теория воспитания утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием среды. Эта теория представляет пессимистический взгляд на возможности воспитания личности. Ею пользовались Фрейд, Макдауголл и др. в те годы, когда они публиковали свои работы, считалось, что значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, т.к.они являются врожденными.
Социогенная теория: все, что есть личностного в человеке возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Есть недостатки: некоторые свойства личности (темперамент) не могут быть воспитаны, т.к.зависят от генотипа и определяются им; существует связь болезненных состояний организма с изменениями в психологии личности больного человека (истерия, шизофрения). Поэтому не все в личности зависит от воспитания.
Цель воспитания – развитие мировоззрения, мотивов, формирование характера, черт личности, морали. Цели воспитания не являются постоянными в любом обществе. Неизменными остаются лишь общечеловеческие нравственные ценности. Именно они определяют цели воспитания. Есть и специальные социальные цели воспитания. Они соответствуют требованиям текущего момента истории общества.
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.
Под средствами воспитанияпонимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которого воспитатели воздействуют на воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.
Средства: всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение+психотерапия, социально-психологический тренинг и др. Также личный пример воспитателя, образцы поведения других людей.
Средства воспитания по характеру воздействия на чел. можно разделить на прямые (непосредственное личностное воздействие) и косвенные (чтение книг).
По включенности сознания воспитателя и воспитываемого в процесс его воспитания средства делятся на осознанные (воспитатель сознательно ставит цель) и неосознанные.
Полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.
Методы воспитания касаются передачи материальных ценностей, социальных установок, чувств, норм и правил поведения. Они основаны на восприятии и понимании человека человеком. Существует много классификаций методов воспитания: (по Ильиной) объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, самовоспитания.
Воспитание связано с обучением. В ходе воспитания у учащихся складываются черты личности, мотивы, потребности, без которых невозможно успешное обучение (ответственность, аккуратность). В каждом возрасте воспитание имеет свои особенности, необходимо учитывать возрастные особенности.
Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность.
Институты воспитания: семья, школа, детсад.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье формируется представление о себе, «Я-концепция». Семья принимает участие в формировании всех сторон личности. Дает возможности усваивать различные социальные роли. Процесс воспитания в семье очень индуализирован. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Воспитательное воздействие семьи, тем не менее, ограничено. Оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни. В этом плане школа и другие социальные институты находятся в более благоприятном положении.
В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своего времени, обучаясь с 6 7 до 16-17 лет. Там его воспитывают учителя и сверстники. Каждый новый человек, с которым ребенок встречается в школе, несет в себе для него что-то новое, и в этом смысле школа предоставляет широкие возможности для оказания разнообразных воспитательных воздействий на детей. В школе, кроме того, воспитание может осуществляться через учебные предметы гуманитарного цикла: литературу, историю и ряд других. Все это очевидные достоинства школьного воспитания. Но есть у него и слабые стороны, одна из них обезличенность. Для работников школы в отличие от членов семьи все дети одинаковы, и всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное внимание. В то же самое время мы знаем, что каждый ребенок индивидуальность и требует особого подхода, не предполагающего равное к нему отношение, как и ко всем другим. Данный недостаток может быть устранен за счет удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения. Такое сочетание особенно необходимо в начальных классах школы.
Самовоспитание – это:
– анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнения себя с другими, идеалом, самооценка; выделение своих качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать; определение того, что необходимо в себе преодолеть; принятие решения о работе над собой;
– постановка цели и разработка программы деятельности – определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы совершенствовать одни и устранять другие качества, достичь намеченных целей и поставленных перед собой задач;
– собственно деятельность – учебная, трудовая, профессиональная, познавательная, эстетическая, физическая – по достижению поставленных задач, совершаемая с помощью волевого усилия над собой;
– саморегуляция этой деятельности, предусматривающая самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование – уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.
Самовоспитание представляет собой сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, совершенствование себя в различных направлениях развития в соответствии с интересами общества и самой личности в духе общечеловеческих ценностей.
Активный процесс самовоспитания начинается в подростковом возрасте и продолжается в течении всей жизни человека.
Психология воспитания детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – относительно стабильный период личностного развития. Ребёнок пережил возрастной кризис 7 лет, и его психика, как правило, готова к началу новых испытаний, связанных с систематическим обучением в школе. Никаких или почти никаких новых проблем родители не замечают, поэтому «отдыхают» от родительских забот. Наиболее благополучно адаптационный период обучения в школе проходит у детей, посещавших дошкольные учреждения, где воспитатели целенаправленно готовят малыша к грядущим жизненным переменам. Сложнее тем, кто до школы имел ограниченный опыт общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Школьная жизнь предлагает ребёнку качественно новые социальные связи с миром. Это важнейшее время для формирования социальной и психологической полноценности – отношения к себе, окружающему миру, людям и труду. Школьный труд ребёнка – главное дело в его жизни. Учение – ведущая деятельность, которая лежит в основе развития ребёнка. На этой стадии школа и семья развивают в ребёнке при правильной организации воспитания либо трудолюбие, либо стойкое чувство социальной неполноценности и инфантильности, которое корректировать в дальнейшем уже придётся психологу.
Главными воспитателями в этом периоде детства остаются семья, соседи, ближайшие родственники. Но появляются и новые, очень значимые взрослые – учителя. Образ первой учительницы, её голос, тон и манера одобрения или осуждения порой до старости звучит в нашем сознании голосом нашей совести. Её отношение к делу, к людям, к важным и случайным событиям наше подсознание впитывает как губка.
В школе ребенок вступает в первые социальные связи: учитель – ученик, одноклассник – друг и т. д.
Самооценка ребёнка в этот период очень зависима от того, как его оценивают родители и учитель. Если учитель похвалил – значит, он хороший. Успех в обучении -залог дальнейшего благополучного развития. Если ребенок в начальной школе почувствовал свою неполноценность, в дальнейшем, даже если интеллектуальные возможности не будут причиной тревоги, в поведении ребёнка возможны невротические проявления: стремление к интеллектуальному превосходству, повышенная потребность в любви и одобрении.
Ребёнок этого возраста живёт в мире тайн. Он начинает разграничивать собственное психологическое «Я» от мира взрослых. Тайны ребёнок создаёт из всего, из самых невинных вещей. Почему? У него появляются первые собственные методы психологической защиты от взрослых, которые пытаются структурировать его жизнь. К началу школьной жизни малыш уже хорошо понимает, каким хотят видеть его взрослые, и старается соответствовать их ожиданиями. Например, без всякого аппетита, но по всем правилами, принятым в семье, он ест нелюбимые блюда так, чтобы взрослые думали, что он их любит. Тайна позволяет ребёнку избавиться от всевозможных замечаний, упреков, насмешек и разоблачений, на которые не скупятся родители. Ребёнок хочет быть самим собой.
Ребёнок переживает себя как владельца тайны собственного «Я» (непрозрачного для других). Он начинает структурировать собственное психологическое пространство. Дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записные книжки, коллекции для себя. Они украшают свои личные предметы – велосипеды, тетради, книги, кровати. Часто это кажется родителям порчей или пачканием, так как далеко от эстетического совершенства. Таким образом дети обозначают принадлежность вещи, она приобретает как бы личные свойства, становится своей.
Младшие школьники начинают ревностно оберегать своё психологическое пространство от вмешательства взрослых. Если родители позволяют себе без спроса внедряться в него, под видом наведения порядка, ребёнок негодует и протестует. Он может сказать «нельзя» другому человеку, а может допустить в свой настоящий мир.
Дети в этом возрасте могут выдумывать свою собственную биографию, особенно когда знакомятся с новыми для себя людьми, и это знакомство не обещает быть длительным. Это особая форма лжи, за которую не следует ни наказывать, ни порицать. Обычно об её существовании родители знают очень редко. Часто содержание этой лжи навеяно вероятными семейными тайнами – происхождением, степенью родства, близостью к авторитетным лицам. На сверстников такие истории обычно не производят впечатления, и они рассказываются мало знакомым взрослым. Ребёнок этим пробует себя, наблюдая за производимым впечатлением.
Меняется круг читательских и зрительских интересов. Книги и фильмы про ребят всё больше привлекают внимание детей в этом возрасте. Но границы между реальными и вымышленными событиями ребёнок ещё чётко провести не может.
Появляется мера «правильности», которая связана с переживанием конкретных событий в жизни ребёнка. Неприятные переживания сопровождаются болью или отрицательными чувствами: «ты сломала мою игрушку», «он испортил мой рисунок». Сломанный предмет становится ущербным, неправильным. Ребёнок переживает не из-за действия взрослого или другого ребёнка, а из-за испорченности предмета.
Дети начинают понимать, что отношения между людьми строятся на основе норм и эти нормы надо освоить и использовать для того, чтобы другие люди не причиняли тебе боль. Ребёнок начинает присваивать мораль общества, в котором он живёт, прежде всего, мораль семьи и класса. Нельзя передать словами тот вред, который наносит ребёнку мать, которая стыдит на глазах у всего класса его за то, что прогулял урок. Никто не знает, какой страх перед контрольной остановил его у дверей школы. Он боялся быть плохим учеником, быть неправильным учеником, он честно боялся, он честно строил свои отношения со взрослыми, но не получилось.
Ребёнок становится способным давать оценку поступкам других людей с точки зрения присвоенной им морали семьи и класса. Если для ребёнка до 4 лет вести себя правильно означает – вести себя как хочется и справедливо то, что я делаю, для ребёнка 5-6 лет это значит – делать то, что велят взрослые, чтобы избежать неприятностей, то ребёнок 6-8 лет рассуждает примерно так: «Вести себя правильно, это вести так с другими, как они относятся ко мне, чтобы не упускать своего». А ребёнок 8-12 лет уже скажет иначе: «Это значит, отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость, чтобы другие думали обо мне хорошо и я сам о себе хорошо думал». Таким образом, основное противоречие этого возраста заключается в одновременном желании ребёнка и соответствовать ожиданиям других, и спрятать своё собственное психологическое «Я». Это противоречие и разрешается созданием, освоением своей меры правильности.
Ориентация на правильность делает детей данного возраста наиболее восприимчивыми к усвоению технологии правильной нормальной жизни. Правильная жизнь, усваивает малыш, получается у тех, кто сам её строит, думает над тем, как жить лучше, трудится над созданием своей собственной жизни. В этом возрасте ребёнок легко и быстро овладевает многими ремесленными навыками: шитьё, вязание, работа с инструментом, компьютером, другой техникой.
Ребёнок начинает осознать несоответствие у взрослых слова и дела, и переживает это очень болезненно. Лучше не обещать, если не уверены, что сможете выполнить обещанное. Объяснить причину трудно, уход от объяснения рождает недоверие, которое вызовет в подростковом возрасте отчуждение между вами и ребёнком.
К концу младшего школьного возраста у ребёнка появляются новые и важные психические новообразования. Он становится способным к произвольным процессам. Может заставить себя сосредоточить внимание даже на неинтересных вещах, контролировать свои эмоции, делать работу, которая не доставляет никакой радости. Появляется способность анализировать события и поступки, соотносить результат с целью деятельности. Прежде чем начать выполнять какую-то работу, ребёнок может мысленно её спланировать. Младший школьник начинает понимать, что он уже знает и умеет, а где предел его возможностей. Появляется умение предвидеть последствия своих поступков не с точки зрения «Накажут – не накажут», а с точки зрения последствий для окружающих: «мама расстроится».
Как же определить успешность воспитания в этот период?
1. Развитое трудолюбие. Ребёнок получает удовольствие от учебного и другого труда.
2. Развитые познавательные потребности. Желание узнать и понять новое, неизведанное.
3. Уверенность в собственных силах и возможностей. «Пока у меня это не получается, но я буду делать всё, для того, чтоб получилось».
4. Уверенность в безусловной любви и понимании со стороны родителей. Безусловная любовь – это не вседозволенность и всепрощение. Это принятие ребёнка таким, каков он есть, действенная помощь в решении его проблем. Очень часто от детей можно услышать: «Мама меня не любит, я плохо учусь, у меня мало пятёрок». Успешность ребенка в учении зависит от многих факторов, из которых главный – ваша вера в его силы и возможности.
5. Развитие самостоятельности, умение планировать своё время, составлять план на день.
6. Умение давать моральную оценку поступкам других людей и своим собственным. Нравственная оценка появляется значительно позже – в юношеском возрасте. Поэтому, будьте крайне осторожны в своих оценках поступков других людей. Не окрашивайте положительными эмоциями явно безнравственные поступки, даже если они и позволили кому-то добиться успеха в жизни. Эти оценки со временем вы непременно услышите из уст своих подросших детей, и тогда не удивляйтесь, почему у нас такая безнравственная молодёжь.
7. Отсутствие страха перед ошибкой. Ошибка – ступенька в развитии ребёнка. Если ребёнок ошибся, помогите ему понять причины ошибки и вместе подумайте, как исправить последствия. Наказать проще всего, но тогда помните, что в ваше отсутствие ребёнок сделает ту же ошибку, и не известно, какой будет за неё расплата.
И закончить этот небольшой рассказ об особенностях воспитания в младшем школьном возрасте позвольте словами Януша Корчака: «Дети не хуже и не лучше взрослых. У них просто меньше опыта».
Психологические основы воспитания младших школьников
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Возрастные границы младшего школьного возраста определяются временем обучения в начальной школе. Верхний предел относительно постоянен и равняется возрасту 10 лет, нижний подвижен, поскольку время начала школьного обучения в разных странах различно. На протяжении всего XX в. нижняя граница младшего школьного возраста постепенно снижалась. В России она в настоящее время находится на уровне 6–7 лет.
К семи годам высокого уровня развития достигает морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий (его завершение происходит примерно к 12 годам). Это создает основу для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения различных программ действий. Подвижность нервных процессов к шести-семи годам возрастает. В отличие от дошкольников у детей младшего школьного возраста процессы возбуждения и торможения становятся более уравновешенными. При этом процессы возбуждения у большинства детей младшего школьного возраста несколько преобладают над процессами торможения, что проявляется в таких поведенческих характеристиках, как повышенная возбудимость, эмоциональная чувствительность, непоседливость, неспособность к длительному сосредоточению и др.
Существенные изменения происходят в когнитивной сфере. В этот возрастной период значительно возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово все более приобретает обобщающее значение. Основные свойства нервных процессов детей 7–10 лет по своим характеристикам в основном приближаются к тем, что наблюдаются у взрослых людей. Вместе с тем они у большинства детей еще очень неустойчивы, поэтому физиологи считают, что говорить о типе нервной системы младших школьников можно лишь условно.
Значительный прогресс наблюдается и в сфере физического развития. По утверждениям физиологов, в организме ребенка происходит мощный эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Это значительно повышает, по сравнению с дошкольным возрастом, физические возможности ребенка и его физическую выносливость, что позитивно сказывается на осуществлении учебной деятельности. Однако анатомо-физиологическое созревание младшего школьника характеризуется неравномерностью или гетерохронностью. Отмеченная выше физическая выносливость, работоспособность младшего школьника относительна. Он превосходит в этом плане дошкольника, однако еще далек от возможностей взрослого. Дети этого возраста довольно быстро утомляются. Неоднократно замечено в исследованиях, что их работоспособность резко падает через 25–30 мин урока.
Проявившиеся еще в дошкольном детстве различия в темпах и уровнях развития мальчиков и девочек сохраняются в младшем школьном возрасте. Заметно, что девочки опережают мальчиков в развитии в среднем на год-полтора. Это обстоятельство нередко служит основанием для рас- суждений о необходимости раздельного обучения мальчиков и девочек.
Социальная ситуация развития ребенка с момента его поступления в школу коренным образом меняется. Свои школьные обязанности ребенок оценивает как социально значимые. Основной вид деятельности младшего школьника – учение, поскольку ключевые психические новообразования связаны с ним, то мышление становится, по утверждению Л. С. Выгодского, доминирующей функцией. Оно начинает определять работу всех других функций сознания, в итоге они интеллектуализируются и становятся более произвольными.
В этом возрасте у ребенка качественно меняется способность к произвольной регуляции поведения. Утрачивая то, что Л. С. Выгодский называл “детской непосредственностью”, младший школьник приобретает способность руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Эрик Эриксон считал, что в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности. При неблагоприятной ситуации развития формируется чувство социальной и психологической неполноценности. В этот период жизни, по концепции Э. Эриксона, формируется также чувство дифференцированности собственных возможностей.
Особую роль в воспитании ребенка этого возраста играет учитель. Даже в случаях, когда ребенок его “не принимает”, учитель выступает в качестве главной фигуры его жизни. Эмоциональное самочувствие ребенка тесно связано с отношениями, возникающими между ним и учителем. К моменту завершения младшего школьного возраста и вступления ребенка в предподростковый возраст, постепенно роль учителя снижается и особое, все большее значение начинает приобретать мнение сверстников.
Характеризуя особенности младшего школьного возраста, Е. Е. Данилова отмечает, что он является сенситивным:
- – для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных интересов и потребностей;
- – развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, “умения учиться”;
- – раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- – развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- – становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и к окружающим;
- – усвоения социальных норм, нравственного развития;
- – развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружественных контактов [1] .
- [1]Данилова Е. Е. Жизненная стойкость и психическое здоровье // Практическая психология образования под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
Источники:
http://studopedia.ru/11_51958_psihologicheskie-osnovi-vospitaniya-mladshego-shkolnika.html
http://www.b17.ru/article/27665/
http://studme.org/89024/pedagogika/psihologicheskie_osnovy_vospitaniya_mladshih_shkolnikov