Все для развития интеллекта. Бросьте себе вызов. Развитие эмоционального интеллекта у ребенка: упражнения, игры
Содержание
- 1 Все для развития интеллекта. Бросьте себе вызов. Развитие эмоционального интеллекта у ребенка: упражнения, игры
- 1.1 Упражнения для детей , направленные на развитие эмоционального интеллекта
- 1.2 6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей
- 1.3 Техники развития EQ для взрослых и детей
- 1.4 1. Коробочка эмоций
- 1.5 2. Язык эмоций
- 1.6 3. Что я чувствую сегодня
- 1.7 4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие
- 1.8 5. Эмоции в красках
- 1.9 6. Компас эмоций
- 1.10 5 игр для развития эмоционального интеллекта ребенка
Упражнения для детей , направленные на развитие эмоционального интеллекта
От автора: Помочь детям понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу.
Хухлаева О.В., «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки».
1. «Мимическая гимнастика»
Цель — способствовать развитию спонтанности детей.
Дети по очереди изображают те или иные чувства: страх, гнев, обиду, злость, любовь и т.п. При этом они как будто смотрятся в зеркало. Роль «зеркала» играет вся остальная группа. Дети повторяют («отзеркаливают») изображенное ребенком чувство.
2. «Я очень хороший»
Цель — способствовать повышению самооценки детей.
Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».
3. «Скажи Мишке добрые слова»
Цель — способствовать повышению самооценки детей.
Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —. (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли мишки добрые слова.
4. «Непослушные подушки»
Цель — предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания.
Взрослый рассказывает детям о том, что у них в комнате для занятий появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться. не буду есть. » и т.п. Затем ведущий предлагает детям поиграть в такие подушки. Игра происходит следующим образом: играет пара — взрослый и ребенок, остальные наблюдают за происходящим. Играют все дети по очереди.
Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.
5. «Обезьянки»
Цель — способствовать развитию спонтанности детей.
Ведущий предлагает детям поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу. Все «превращаются» в обезьянок. Кто-то один (сначала это ведущий, а затем все дети по очереди) становится водящим — начинает кривляться, а все остальные повторяют его движения. Сначала водящий только гримасничает, потом добавляется кривлянье телом, голосом, дыханием.
Цель — способствовать самовыражению детей.
Если занятия проходят зимой, можно набрать в ванночку снега и предложить детям прямо в ней слепить город (крепость, домик и т.п.) и раскрасить его гуашью. А затем составить рассказ о том, что получилось. Все это можно делать индивидуально, а можно — в подгруппах.
7. «Школа плохих привычек»
- способствовать проявлению истинных чувств ребенка;
- предоставить ребенку возможность получения опыта проживания незнакомой ситуации.
Ведущий предлагает детям поиграть в «школу плохих привычек». Эта школа — особенная, в ней учат плохим привычкам и за плохое поведение ставят хорошие отметки. В этой школе все ученики и учителя — животные. Каждый ребенок становится сотрудником этой школы — решает, кто он в школе и каким животным является. В этой роли он представляется группе и осуществляет какие-то действия (говорит что-нибудь, движется особым образом и т.п.). Надо помнить, что каждый ребенок должен демонстрировать именно плохое поведение. Например, директор школы может сказать: «Давайте поставим синяк кому-нибудь».
8. «Конкурс хвастунов»
Цель — способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.
Взрослый предлагает детям посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я — красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я доброжелательный», и т.п. Взрослый при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.
Цель — способствовать развитию самоуважения детей.
Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например: «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т.п.
Цель — способствовать повышению самооценки детей.
Ребенок-водящий становится Взрослым. Он встает на стул, ведущий помогает ему принять взрослую позу, соответствующее выражение лица. Затем ведущий становится «корреспондентом газеты или журнала» и берет у ребенка интервью, в котором расспрашивает его о работе, семье, детях и т.п.
11. Рисунок «Мое взрослое будущее»
Цель — способствовать повышению самооценки детей.
Детям предлагается нарисовать себя в будущем. После того как рисунки закончены, все обсуждают, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия им пришлось приложить для этого?
Цель — содействовать формированию доверия в группе.
Ребенок-водящий ложится на живот. Он — материк (или просто земля, если ребенок маленький). На нем расположены два государства: на голове и на ногах. Государства начинают воевать друг с другом, причем побеждает то одно, то другое. Поле боя — спина ребенка, на которой ведущий руками изображает сцены сражений. Остановить войну может только материк (земля). Он устраивает землетрясение (ребенок пытается скинуть руки ведущего). Руки-воины разных государств сначала расходятся по домам, затем снова встречаются на поле (спине), заключают мир и благодарят материк (землю) за помощь.
Цель — содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе.
Дети перекидывают друг другу мячик и говорят при этом: «Я люблю делать. »
Цель — способствовать самовыражению детей.
Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Ведущий просит детей представить, что у них появились крылья, они теперь умеют летать. Куда они полетят? С кем? Что увидят? Дети, не открывая глаз, придумывают, а затем открывают глаза и рассказывают о своих фантазиях группе.
15. «Разные голоса»
Цель — способствовать самовыражению детей.
Ведущий заранее готовит карточки с рисунками кошки, голубя, поросенка и т.п. Дети берут карточки из стопки и озвучивают то животное, которое нарисовано на их карточке. Сначала надо произнести эти звуки с нейтральной интонацией, а затем — передавая голосом какое-нибудь чувство (гнев, радость, нежность и т.п.). Остальные участники угадывают, какое чувство изображает каждый ребенок.
16. «Вырази чувство глазами»
Цель — способствовать самовыражению детей.
Ребенок и взрослый по очереди задумывают какое-либо чувство и стараются выразить его только глазами. Другие дети пытаются угадать, какое чувство выражает тот или иной ребенок. Остальную часть лица надо при этом чем-нибудь прикрыть, например, можно сделать для этого упражнения маску с прорезью для глаз.
17. «Хочу быть счастливым»
Цель — способствовать развитию самоуважения детей.
Ведущий рассказывает детям сказку:
«Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым, и поэтому часто спрашивал у своей мамы:
— Мам! Я стану счастливым?
— Не знаю, сыночек. Я бы очень этого хотела, но сама не знаю, — отвечала мама.
— А кто знает? — допытывался котенок.
— Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, высоко, им виднее, — отвечала мама улыбаясь.
И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром, солнцем. Залез он самую высокую березу в их дворе и закричал:
— Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!
И услышал он глухой сильный голос, чей он был, он так и не понял, но запомнил на всю жизнь:
— Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым!»
После того как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит последние слова котенка, а группа громко отвечает: «Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым».
18. «Медитация на счастье»
Цель — способствовать развитию самоуважения детей.
Ведущий просит детей закрыть глаза и представить самих себя — совершенно счастливых. Пусть дети мысленно оглядятся вокруг и постараются увидеть, кто находится рядом с ними, где все это происходит. Затем дети берут альбомы и рисуют себя — такими, какими они себя увидели.
Цель — способствовать развитию самоуважения детей.
Детям предлагается «запустить в космос ракету». Все дети встают в круг, один ребенок становится ракетой — он стоит в центре круга. Все дети садятся на корточки и шепчут «у-у-у». При этом ребенок и группа вокруг него постепенно приподнимаются, увеличивая громкость голоса. Затем с громким криком «ух!» все подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ребенку в роли ракеты предлагается гудеть громче всех и подпрыгнуть выше всех.
Цель — содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в группе.
Ребенок-водящий ложится на спину и превращается в корабль. Сначала корабль попадает в сильный шторм: ведущий «качает» «корабль» (толкает ребенка), сопровождая действия словами: «Кораблю трудно, но он выстоит. Волны хотят потопить его. Но он все равно выстоит, потому что он сильный». Буря заканчивается, теперь волны ласково поглаживают корабль и говорят ему: «Мы любим тебя, ты такой большой, сильный» (ведущий при этом мягко покачивает-поглаживает ребенка).
Эту процедуру можно провести с несколькими детьми.
21. «Счастливый сон»
Цель — способствовать самовыражению и развитию оптимизма детей.
Дети закрывают глаза и вспоминают свой самый счастливый сон или придумывают его, если такой сон им еще не приснился. Затем рассказывают его группе и рисуют.
6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей
Способность правильно распознавать свои эмоции и управлять ими – залог и профессионального успеха, и счастливой жизни. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, и начинать нужно с раннего возраста. Психолог Виктория Шиманская предлагает 6 упражнений, которые будут полезны для вашего ребенка – и для вас.
Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.
EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.
Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.
Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.
Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.
Техники развития EQ для взрослых и детей
Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.
1. Коробочка эмоций
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:
- Зрение: счастливая улыбка ребенка.
- Слух: шум морской волны.
- Вкус: сладкая клубника.
- Обоняние: ароматы леса после дождя.
- Осязание: объятия любимого человека.
2. Язык эмоций
Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую. потому что. и я хотела бы. ».
На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».
3. Что я чувствую сегодня
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда. ». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.
4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие
Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».
Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.
5. Эмоции в красках
Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.
6. Компас эмоций
Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.
Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.
Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.
И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.
Об эксперте
Виктория Шиманская – психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.
5 необычных занятий с детьми на свежем воздухе
Наши дети растут в отрыве от природы. Даже если и выбираются летом на дачу. Для них естественна другая среда обитания – техногенная. Как помочь им замечать мир вокруг, почувствовать себя в контакте с водой, растениями, насекомыми, а заодно с интересом провести время вместе? Несколько идей для летнего уикенда.
Алена Владимирская: «Ищите работу прямо сейчас. Потом будет поздно»
В 2017 году летнего спада вакансий не будет – это уникальная ситуация. Почему работу нужно искать уже сейчас, какими ресурсами пользоваться и кому стоит задуматься о перепрофилировании, в онлайн-лекции рассказала Алена Владимирская. Мы выбрали основные моменты.
5 игр для развития эмоционального интеллекта ребенка
В этой статье мы представили игры, которые разработаны, чтобы их можно было легко включить в повседневную жизнь, и помочь вашим детям научиться чувствовать эмоции других людей и развить эмоциональный интеллект.
Ни для кого не секрет, что порой много совместного времени вызывает у людей раздражительность друг на друга, эмоциональные «дыры», усталость и желание «побыть в одиночестве».
Летом родители и дети проводят много совместного времени. А это значит, что родители имеют равную возможность как улучшить свои отношения с ребенком, так и испортить их.
Это совершенно не означает, что мама или папа, мечтающие о скорейшем завершении летних каникул, «плохие родители». Это может обозначать лишь необходимость развития эмоционального интеллекта у детей, семейное взаимопонимания, ведь тогда совместное время будет проходить комфортнее.
Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. (Википедия)
Вы можете помочь своему ребенку с развивать эмоциональный интеллект, играя в забавные игры дома. Ниже приведены игры, которые вы можете включить в повседневную жизнь.
В клубе гениальны детей мы обучаем детей тому, как справляться с чувствами, ставить цели и ладить с другими. Но прежде всего родители могут помочь детям работать над этими навыками c помощью следующих игр:
Игра «Морская звезда или торнадо»
Цель: помочь детям заметить, сколько энергии они чувствуют внутри себя. Самосознание может помочь детям начать саморегуляцию .
Когда дети знают, что у них слишком много энергии, они могут либо использовать свои собственные успокаивающие привычки, либо просить о помощи у взрослого.
Как играть: Распечатайте фотографию термометра (или нарисуйте его).
Нарисуйте морскую звезду внизу и торнадо наверху. Спросите, чувствует ли ваш ребенок спокойствие и умиротворение, как морская звезда, или отвращение и раздражение, как торнадо.
Когда ваш ребенок чувствует себя как «торнадо», вы можете провести мозговой штурм вместе подумать о том, что можно сделать, чтобы начать чувствовать себя как морская звезда.
Попробуйте сыграть в эту игру в разное время дня и помочь вашему ребенку описать энергетические уровни.
Имейте в виду: саморегулирование — это управление вашей внутренней энергией. Это умение помогает детям управлять своими эмоциями и движениями тела в трудной ситуации. Это также помогает им концентрировать внимание и учиться.
Кроме того, вы можете сделать семейные «термометры» на всех членов семьи. И устанавливать свое состояние.
Пусть Ваши дети видят, в каком настроении сегодня мама.
А для себя, если Вы — «торнадо» сегодня, следует так же подумать, что может вас переместить в состояние «морская звезда»
Игра «Время черепахи или разведчик»
Цель: помочь детям практиковать наблюдение за тем, что происходит вокруг них.
Как играть: Когда вы и ваш ребенок добираетесь до детской площадки и в других местах, оглядитесь, как черепаха, медленно, нарочито медленно. По очереди рассказывайте о том, что вы видите: «Все качели заняты!» «Есть свободная карусель!» «Девочка плачет на скамейке, она расстроена»
Помогите ребенку связать эти наблюдения с определением того, как себя вести. Например, когда качели заняты, ваш ребенок может сначала пойти на карусель.
Имейте в виду: вам не нужно притворяться черепахами. Но Вы могли бы вытащить свой несуществующий бинокль или специальные очки, чтобы помочь вам лучше видеть. Вы также можете сыграть в спецагента «Я шпионю одним глазом». В этой игре вы и ваш ребенок можете по очереди определять социальное взаимодействие и описывать его»
Например, недавно, в клубе гениальных детей было задание: поиграть в спецагента, которому надо оценить комнату ребенка. Дети делали анализ детской, но как бы «со стороны», чужими глазами.
Почти все дети после окончания этой игры и записи «спецагентского доклада», сделали в комнате порядок. Сами.
Игра «Кто я сейчас?»
Цель: Помочь определить сильные стороны вашего ребенка . Эти навыки также могут помочь в выборе правильных решений и формирования своего мнения о себе.
Как играть: Из картона вырежете маленькие карточки. Используйте их, чтобы нарисовать пиктограммы вашего ребенка, делающего что-то положительное, например, пиктограмма «хороший помощник» или «добрый поступок». Проведите мозговой штурм о других идеях для карточек, которые будут характеризовать поведение вашего ребенка.
Каждый раз, когда замечаете положительное поведение вашего ребенка, заносите его на карточку.
Имейте в виду: многие родители пытаются воспитывать детей, комментируя негативное поведение. Но не забудьте похвалить своего ребенка, когда он делает что-то хорошее. Хвалить хорошее поведение часто означает стимулировать его!
Вечером составьте «ряд» из карточек, которые характеризовали поведение вашего ребенка сегодня.
Игра «Сделка»
Цель: помочь детям научиться идти на компромисс.
Как играть: Когда вы и ваш ребенок не можете согласиться, включайте определенную музыку (в последующем она может стать хорошим якорем) и начинайте мозговой штурм , какие варианты решений данной ситуации есть.
Имейте в виду: у вашего ребенка могут возникнуть проблемы с нахождением альтернативной идеи или компромисса.
Во время мозгового штурма идеи не критикуются, а записываются все без разбора.
Например, к клубе Гениальных детей было задание:
Найти десять других вариантов, как петуху спастись от лисы (в сказке «лиса и петух), а деду вытащить репку без помощи бабки, внучки, жучки и т.д.)
После того, как мозговой штурм завершен, вместе вы можете выбрать лучшие идеи. В следующий раз, когда у вас возникнет конфликт, попробуйте вспомнить все эти идеи, чтобы помочь найти оптимальное решение прямо сейчас.
Игра «Моя очередь строить планы»
Цель: помочь развивать самосознание, принимать решения.
Как играть: Заведите традицию, когда один раз в неделю вы и ваш ребенок (или вся семья) по очереди планируете как проведете вечер.
Вы можете выбирать, например, какую пищу есть, смотреть фильм или играть в игру.
Имейте в виду: этот навык поможет познакомить детей с такими категориями, как «Ожидание моей очереди» и «Сохраняю спокойствие при выполнении чего-то, что мне не нравится, но это выбрал другой человек. Значит ему это важно».
Основные выводы
- Важно обучать детей тому, как справляться с чувствами, ставить цели и ладить с другими.
- Саморегулирование помогает детям управлять своими эмоциями и действиями в трудной ситуации. Это также помогает им концентрировать внимание и хорошо учиться.
- Не забудьте похвалить своего ребенка, когда он делает что-то хорошее.
- Хвалить хорошее поведение — значит получить больше хорошего поведения!
В этом году в рамках ШЭРШ (школа эффективного развития школьника) пройдет тренинг про эмоциональный интеллект и его развитие.
Кроме того, участники ШЭРШ получают доступ к полным версиям всех экспресс-тренингов, которые проходили или пройдут в 2018 году. Доступ к тренингам, после открытия, остается на постоянной основе.
Уже сейчас ШЭРШ — это уникальная библиотека, в которую включены:
- 37 эффективных тренингов, которые уже прошли в 2018 году (список тренингов на странице ШЭРШ)
- Годовая программа из 365 ежедневных игр-заданий для детей в рамках Клуба Гениальных детей (по семи сферам развития детей: память, логика, ТРИЗ, внимание, техники эффективного обучения, творчество, риторика)
- 24 тренинга в плане на июль-декабрь
- База знаний ШЭРШ, тренинги по английскому языку, эффективному обучению и другие программы(полный список доступен на странице).
Благодаря этим знаниями Вы сможете помогать своих детям без помощи репетиторов, составлять программу обучения на семейном обучение, развиваться в отношениях с ребенком.
Ваши дети будут постепенно изучать техники эффективного обучения, учиться быстрее, легче и интереснее.
Мы временно заморозили повышение цен на школу эффективного развития школьника, но уже со следующей недели цена вновь начнет увеличиться на 1000 рублей после каждой проведенной программы.
Подключитесь к ШЭРШ по выгодной цене прямо сейчас. Сделайте выгодную инвестицию в образование своих детей.
Ведь знания и умения – единственное, что у вас никто не сможет отнять. При любой власти или ситуации в мире знания никогда не потеряют свою цену.
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Источники:
http://www.b17.ru/blog/uprajneniya_napravlennie_n/
http://www.psychologies.ru/self-knowledge/6-uprajneniy-dlya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-u-detey/
http://gladtolearn.ru/blog/5-igr-dlya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-rebenka/