Выбираем кружок для ребёнка: как, когда и зачем? Чего хочет ребенок? Как подобрать секцию и кружок для детей

Как выбрать кружок или секцию для ребенка: 3 шага

Музыкальная школа, художественная, спортивная секция или театральный кружок?

Анастасия Кузнецова педагог-психолог

Музыкальная школа или футбольная секция, бассейн или художественная школа, танцевальная студия или боевые искусства? Подобные муки выбора — не редкость для современных родителей. Школа и город сегодня предоставляют огромные возможности для дополнительного образования. Есть желания и способности ребенка, ожидания и амбиции родителей. Эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании объясняет, на что нужно обратить внимание, выбирая кружки и секции для ребенка.

Зачем ребенку секция бокса или театральный кружок?

Это первый вопрос, на который родителям нужно честно себе ответить. Опросы показывают, что есть три основных вектора выбора дополнительных занятий для ребенка:

  • Для общего развития
  • Для успехов и достижений
  • Для коррекции и/или преодоления каких-либо личностных особенностей ребенка и трудностей в общении

В первом случае обычно решается задача занятости ребенка, удовлетворения его актуальных интересов и развития общих способностей. Обычно семья идет по этому пути, если малыш не проявляет каких-то очевидных способностей или склонностей к чему-то конкретному. В этом случае ребенок обычно посещает несколько кружков и студий, часто может менять их.

Иногда это тревожит родителей: им кажется, что интересы ребенка изменчивы и непостоянны, и он не доводит дело до конца. Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то именно разнообразие кружков и секций открывает ребенку возможность пробовать себя в разных областях, нащупывая таким образом, что ему более интересно, что у него лучше получается.

Второй вектор выбирается семьей, если ребенок с раннего возраста проявляет (или родители думают, что проявляет) особые способности к чему-либо. С целью максимального развития специальных способностей и достижения в этой области результатов родители и подбирают дополнительные занятия. Движение в этом направлении предполагает высокую занятость ребенка, переход от уровня к уровню овладения навыками. Данный путь часто выбирают родители — профессиональные музыканты (художники, спортсмены) или мамы и папы, которые по каким-то причинам не реализовали собственную мечту детства быть хоккеистом, скрипачом, танцором и т.д.

Третий вектор — возможность компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если малыш стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства. Слабое здоровье? На плаванье или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу. Данное направление может трансформироваться как в первое, так и во второе в зависимости от стиля семейного воспитания.

Где найти дополнительные занятия для детей?

Как только будет получен от самих себя честный ответ на первый вопрос, можно определяться, где решать поставленные задачи.

В первом случае подойдут кружки в школе, студии детского творчества, занятия в которых построены по проектному принципу: достижение конкретного, видимого практического результата за какой-то органичный (не очень длительный) срок, затем переход к новым задачам. Это могут быть школьные театральные или музыкальные студии с подготовкой концертов и спектаклей к праздникам, спортивные секции с участием в соревнованиях между классами или школами, творческие мастерские с подготовкой выставок или декораций к спектаклям, научно-познавательные кружки с подготовкой к защите проектных и исследовательских работ и т.д. Основная задача в этом случае — заинтересовать ребенка, подержать и развить возникший к какой-либо деятельности интерес.

Если решено развивать специальные способности, у ребенка есть ресурсы (здоровье, характер) и желание, а у родителей — время помогать ему достигать результатов в конкурентной среде, можно выбрать музыкальную, спортивную, художественную школу. С пониманием того, что эти занятия с большим трудом можно назвать «дополнительными»: они будут занимать много времени, потребуют большого труда и занятости всей семьи как минимум на 5 лет.

Также нужно быть готовым к тому, что даже самый успешный юный спортсмен или музыкант не раз будет готов бросить дело, на которое затрачено столько времени и сил, и родителям вместе с ребенком придется принимать в этом отношении непростое решение. Но если семье этот путь по плечу — бонусы очевидны: это воспитание характера, высокая самоорганизация, умение трудиться, альтернативный круг общения со сверстниками, занятыми делом, и конечно, специальные навыки и умения.

Если семья хочет преодолеть какие-то трудности в развитии ребенка и в качестве средства для этого выбирает кружки и секции, важно понимать, что в этой ситуации (как, впрочем, и в любой другой) главный принцип — «Не навреди!». Родителям необходимо проконсультироваться со специалистом. Если ребенок идет в сферу спорта, то логично будет заранее обсудить это с врачом-педиатром и тренером; если в театральный кружок или на курсы иностранного языка — то с логопедом; если в творческую студию — то с педагогом дополнительного образования. И в каждом из этих случаев ценную информацию можно получить в беседе с педагогом-психологом. Неудачный выбор кружка или дополнительного занятия может как помочь, так и усугубить сложности, которые испытывает малыш.

Как записать ребенка в кружки и секции?

Когда стратегические задачи выбора решены, нужно предпринимать тактические меры. В первую очередь посетить дни открытых дверей в образовательных организациях (школах, домах детского творчества) и организациях дополнительного образования (музыкальных, спортивных, художественных школах, школах искусств). Информация об их проведении публикуется на официальных сайтах.

Читать еще:  Умения и навыки ребенка в 3 месяца. Развитие ребенка на третьем месяце жизни. Упражнения для детей трех месяцев

Как минимум, дни открытых дверей организуются два раза в год: в начале учебного года (сентябрь) — в ознакомительных целях, и в конце учебного года (апрель) — чтобы продемонстрировать результаты и достижения ребят. На таких мероприятиях родители имеют возможность наблюдать, в какой момент у малыша загорелись глаза, как общаются с ребятами педагоги, поговорить с руководителями кружков и секций, с детьми и родителями, которые в них уже ходят. Такая информация «из первых рук» не сравнится ни с какой рекламой.

Как выбрать секцию или кружок для ребенка

Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в той или иной области, заниматься ему следует тем, к чему, во-первых, у него есть способности и что, во-вторых, при наличии этих способностей ему интересно.

Мудрые родители думают не только о том, что ребенку интересно, но и о том, что ему пригодится в жизни. В частности, у девочек в связи с этим должен быть свой подбор кружков и секций, у мальчиков — свой, мальчишеский набор.

Поинтересуйтесь мнением ребенка. Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота. » Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.

Каким спортом ты хочешь заниматься — обсуждается. Но то, что ты спортом занимаешься — это не обсуждается. В нашей семье это обязательно.

Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался. Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей. Если ребенок не справился с тем, к чему стремился, не стоит говорить: «Ага, я же говорила тебе, а ты не слушал!» Лучше спокойно, без упреков обсудите с ним причины неудачи.

Целесообразно поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.

Если же у ребенка не складываются отношения со сверстниками, то, возможно, общение на нейтральной территории поможет их наладить. Однако будьте осторожны, если у ребенка явно негативные отношения с одноклассниками, не стоит записывать его в ту же секцию, где занимаются его «недруги». Конфликт «переселится» вместе с ним в новый коллектив, и посещение кружка станет для ребенка не удовольствием, а наказанием. Лучше начать все с чистого листа. Вдруг в новом коллективе ребенку больше повезет?

Близость кружка к дому, школе тоже немаловажный фактор. Ведь ребенку либо придется ходить туда самому, либо в сопровождении кого-то из взрослых. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.

С практической точки зрения, безусловно, имеет значение и цена, в которую вам обойдется подобное развитие и развлечение ребенка. Выбирайте кружок, который вы действительно в состоянии оплатить. Скорее всего, если вы остановите свой выбор на чем-то баснословно дорогом, вы и от ребенка начнете требовать ответных жертв: чтоб не пропускал занятия, чтоб старался изо всех сил, чтоб были ощутимые результаты. А иначе, за что вы отдаете буквально-таки последние деньги?! А на самом деле занятия должны приносить радость вашему ребенку и вам. Кроме того, высокая цена далеко не всегда соответствует качеству занятий.

Если вы примерно определились с секцией (или секциями), куда хотите отдать ребенка, отправляйтесь в разведку на местность. Придя в клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей. Осмотритесь, уютно ли в клубе, есть ли все необходимое для занятий. Обязательно узнайте, что еще вам придется принести для занятий ребенка, какая принята форма одежды.

Если вам все понравилось и условия вас устраивают, посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После занятия узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.

Читать еще:  Творческие наборы для детей. Набор для творчества для девочек

У родителей, записавших ребенка в секцию, возникает новая проблема: дел стало больше, а количество часов в сутках все то же. Необходимо по-новому организовать время сына или дочки, чтобы все-все успеть.

  • Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама. Занятия могут быть в рабочие дни или только по выходным. Последний вариант стоит выбрать, если на неделе ребенка некому водить в кружок, а сам он добраться не может, или если у ребенка очень большая нагрузка в школе.
  • Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов: работоспособность ребенка, нагрузка в школе, сложность и утомительность занятий в секции, возможности родителей по сопровождению ребенка. Единственное общее правило, которое следует иметь в виду: занятия не должны превращаться для вашей семьи в наказание.
  • Сколько кружков может посещать ребенок? Ответ прост: столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас — денег.
  • Если занятия в секции для вас не важнее учебы (а как правило, это так), то очевидно, что увлечение ребенка не должно вредить учебному процессу. Задача родителей — организовать время ребенка таким образом, чтобы он все успевал. При этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, а затем уже развлечения. Подобное правило может быть одним из пунктов договора между вами и ребенком.

Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану.

Ясно дайте понять ребенку, что кружок — это для него удовольствие, которого в принципе он может лишиться при плохом поведении. Один раз, в самом начале, однозначно и категорично объяснить это ребенку — правильно и просто обязательно, но поминать это при любой мелочи не стоит: используйте эту договоренность только в важных случаях.

Заранее избавьтесь от иллюзий. Ребенок еще достаточно мал и не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий вам придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой. Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если уж он забудет — напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.

Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?

Специалисты рассказали, как правильно выбрать кружок для школьника

От юного яхтсмена до создателя роботов

08.09.2019 в 19:37, просмотров: 4581

Позади остались утомительные хлопоты по подготовке детей к новому учебному году. Правда, расслабляться еще рано, традиционные осенние заботы родителей только начинаются. Сентябрь — самое время окончательно определиться с выбором кружков и развивающих занятий для своего чада. Юные яхтсмены, исследователи космоса и создатели роботов — в сегодняшнем многообразии дополнительных активностей для школьников можно просто потеряться. Хочется успеть все и сразу, при этом без ущерба для основной учебы малыша. Как правильно выбрать дополнительные занятия для ребенка, мы выяснили у специалистов.

Высокие достижения и поиск себя

Перед выбором дополнительных занятий для ребенка прежде всего нужно определиться — для каких целей они нужны школьнику. Детям, которые сами не проявляют сильной заинтересованности в том или ином направлении, взрослые обычно выбирают секции для общего развития. Как правило, при таком подходе ребенок посещает несколько кружков или чередует их в зависимости от своих текущих увлечений. В конечном итоге большинству школьников удается понять, чем они действительно хотят заниматься помимо основной учебы.

— Однако в наше время многие родители выбирают дополнительные занятия для ребенка также с целью «высоких достижений», — объясняет психолог Наталья Каневская. — Нередко таким образом взрослые пытаются реализовать какие-то собственные несбывшиеся мечты. Например, если папа в детстве мечтал о карьере футболиста, он может усиленно тащить в этот спорт сына. Но у ребенка просто-напросто может не быть данных для выбранного направления. При этом истинные способности школьника останутся нереализованными.

Третьей основной целью занятий детей в кружках считается преодоление тех или иных проблем со здоровьем или трудностей с учебой. Например, детей, которые имеют заболевания позвоночника, отдают в бассейн. И часто занятия, выбранные по необходимости, впоследствии становятся серьезным увлечением.

Однако, по мнению педагогов, не стоит излишне перегружать ребенка кружками в младшем возрасте. У дошкольников и младших школьников главным типом деятельности выступает игра. Именно благодаря играм ребенок в этот момент развивается и познает новое, кроме того, малышам нужно как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

— Я бы не советовала родителям занятия в новых кружках начинать в 1-м классе, — говорит педагог дополнительного образования Любовь Кожина. — Для малыша адаптация к школе — это достаточно сложный период, ему приходится подстраиваться под новые правила, учиться воспринимать большой объем новой информации. И чрезмерные нагрузки в виде многочисленных кружков могут вообще отбить ему охоту к учебе. Для первоклассников оптимально оставить 1–2 кружка, которыми они занимались еще в детском саду, а выбор новых дополнительных занятий отложить. К тому же результатов от дополнительных занятий можно добиться только за счет регулярности. Если ребенок будет постоянно менять кружки или посещать занятия через раз, толку от таких «развивашек» будет мало. В начальной школе выбирать секции стоит поближе к дому, это позволит ребенку не тратить лишние силы на дорогу.

Читать еще:  Проблема детской жестокости: почему ребенок злой? Простые способы помочь ребёнку справиться со злостью

Кружок по темпераменту

Психологи советуют родителям также обращать внимание на темперамент и характер ребенка. Так, холерику с его неуемной энергией хорошо подойдут спортивные секции, в том числе плавание. Правильное дыхание в воде научит его расслабляться и управлять своими эмоциями. Дополнительные занятия для такого ребенка нужно планировать на середину дня, чтобы к вечеру нервная система пришла в спокойное состояние. Подвижным и общительным сангвиникам имеет смысл выбирать командные спортивные игры типа футбола, волейбола и хоккея. Также таким детям, скорее всего, понравятся занятия в театральном кружке, хоре или танцевальной студии.

Задумчивых и медлительных флегматиков наверняка порадуют занятия, которые требуют кропотливой работы и усидчивости. Подобным ребятам можно предложить кружки по робототехнике, моделированию и конструированию. А девочкам имеет смысл заняться бисероплетением, лепкой, вышиванием или вязанием. Добродушные, но очень чувствительные и застенчивые меланхолики будут хорошо себя чувствовать на курсах иностранных языков, на занятиях музыкой или рисованием. Оптимальные спортивные кружки для них — лыжи и йога.

— Условно всех детей можно разделить на три типа по их отношению к дополнительным занятиям, — объясняет психолог. — Проще всего с ребятами, которые с самого начала четко знают, что им нравится. Родителям достаточно просто подобрать хорошую студию по выбранному направлению, и дело в шляпе. Дети второго типа хотели бы чем-нибудь заниматься, но не могут сами без посторонней помощи определиться, что это все-таки должно быть. В этом случае взрослым имеет смысл поводить ребенка на пробные занятия в различные секции, посещать тематические фестивали и мастер-классы, это поможет малышу быстрее найти себе занятие по душе. Сложнее всего в вопросе дополнительного образования с детьми, которые категорически ничем не хотят заниматься. Здесь нужно разбираться, в чем кроется истинная причина этого нежелания.

По мнению специалистов, очень часто дети не интересуются кружками просто потому, что очень сильно устают в школе. Основная учеба всем дается по-разному, для многих это действительно тяжелая работа и большой стресс. В этом случае стоит проверить здоровье ребенка, в некоторых случаях стоит задуматься о смене школы, возможно, в данном учебном заведении слишком сложная программа.

Правда, иногда настрой ребенка на лень и протест против дополнительных занятий задают сами родители. Приходя домой с работы, взрослые жалуются, как они устали, и укладываются на диван перед телевизором, нередко и выходные проходят в том же формате. В результате ребенок начинает копировать поведение взрослых и отстаивать свое право на законный отдых после учебы.

— В данном случае родителям нужно решать проблему, начиная с самих себя, — говорит Наталья Каневская. — Достаточно начать с малого, например, установить традицию всей семьей кататься на велосипедах летом или на лыжах зимой, регулярно играть в бадминтон или настольный теннис. В общем, найти интересное занятие, в котором можно участвовать всей семьей. Со временем школьник поймет, что дополнительные занятия — это не работа, а удовольствие. Стремление к познанию нового, желание вести спортивный образ жизни и развиваться закладываются в детстве, поэтому очень важно вовремя научить этому собственных детей. Именно в этом и есть главная цель дополнительного образования.

Топ-6 интересных бесплатных кружков для школьников в столице

Астрономический кружок Планетария — отличный выбор для детей, которых интересует все, что связано с космосом. На занятиях дети самостоятельно наблюдают за луной и звездами, ездят в обсерватории и знакомятся с космонавтами, а лекции ребятам читают преподаватели МГУ.

Основы морского дела — кружок при Московском городском детском морском центре им. Петра Великого. В одном из старейших морских клубов столицы ребят научат разбираться в устройстве кораблей и в азбуке Морзе, вязать узлы и управлять штурвалом. Кроме того, его слушатели пройдут подробный курс по истории морского флота и военно-морской подготовке. У клуба есть собственная береговая база в Химках и учебная флотилия, где со школьниками в теплую погоду проводят практические занятия.

Кружок «Юные исследователи природы» при МГУ работает на базе биофака Московского университета. Помимо занятий на биофаке студийцы проводят время на Звенигородской биостанции МГУ, отправляются в многодневные полевые экологические практики.

Центр проектного творчества «Старт Про» — центр также называют «детским Сколково», тут собрана одна из лучших научных баз для школьников в стране. В центре работают шесть лабораторий, которые предлагают обучение по 60 программам. В том числе по занимательной математике, созданию роботов, работе с инструментами, природными материалами и металлами.

Центр дополнительного образования «Юный автомобилист». Погонять на мотоциклах на занятиях могут даже восьмилетки, а за руль автомобиля здесь сажают с 12 лет. Также в кружке можно научиться ремонтировать технику, оказывать первую помощь при ДТП, выучить Правила дорожного движения и даже сдать экзамен.

Палеонтологический кружок в Музее имени Тимирязева. На занятиях ребят знакомят с геологическими дисциплинами, учат вести полевой дневник. На выходных члены кружка выезжают на геологические разрезы в Подмосковье, а на каникулах отправляются в длительные поездки для исследования ископаемых других регионов.

Заголовок в газете: Что холерику хорошо, меланхолику — беда
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28070 от 9 сентября 2019 Тэги: Дети , Хоккей, Спорт, Футбол, Школа Организации: МГУ

Источники:

http://www.7ya.ru/article/Kak-vybrat-kruzhok-ili-sekciyu-dlya-rebenka-3-shaga/
http://www.psychologos.ru/articles/view/kak-vybrat-sekciyu-ili-kruzhok-dlya-rebenka
http://www.mk.ru/social/2019/09/08/specialisty-rasskazali-kak-pravilno-vybrat-kruzhok-dlya-shkolnika.html

Ссылка на основную публикацию