Занятие психолога с дошкольниками. Тематическое планирование психологических занятий. Упражнение «Дискуссия с детьми на тему занятия»
Занятие педагога-психолога с детьми 6–7 лет «Депрессия? А я знаю как быть радостным и активным!»
Виктория Большакова
Занятие педагога-психолога с детьми 6–7 лет «Депрессия? А я знаю как быть радостным и активным!»
Цель: ознакомление детей с понятием депрессии и актуализация состояние «радостного и активного ребенка»
Задачи:
1. Познакомить детей с проявлениями депрессивных состояний у детей
2. Продолжать развивать умение понимать свои эмоции и других
3. Развитие навыков саморефлексии
4. Провести беседу с детьми на тему «Профилактика депрессивных состояний»
5. Обучить детей приемам самопомощи для коррекции своего эмоционального состояния
6. Актуализировать положительный эмоциональный фон у детей
Методы и приемы работы: элементы психогимнастики, элементы арт-терапии, эмоциональная рефлексия, работа с информационно-коммуникационными технологиями, показ движений, индивидуальное общение, наглядный материал.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть и сегодня мы с вами поговорим об одной очень интересной теме, а для начала давайте поздороваемся.
Упражнение: Приветствие.
Цель: Создание положительного эмоционального состояния у детей
Педагог-психолог: «Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем как мы рады друг друга видеть.»
Дети берутся за руки и говорят все вместе друг другу: «Добрый день! Я так рад (а) вас всех видеть!»
Педагог-психолог: «Ребята, давайте обнимем сейчас того, кто находится справа от вас и затем того, кто находится слева от вас».
Дети обнимают сначала того, кто находится права, затем того, кто находится слева.
Игра: «Я очень рада, что сегодня.»
Цель: Актуализация и направление внимания детей на положительные эмоциональные состояния или приятные события, случившиеся в течение дня.
Педагог-психолог: «Ребята, а давайте сейчас поиграем в игру: «Я очень рада, что сегодня.». Вам важно вспомнить то, чему вы радовались сегодня. И продолжить фразу «Я очень рада, что сегодня. или Здорово, что сегодня.».
Дети стоят в кругу, а педагог-психолог кидает мяч каждому по очереди. Дети вспоминают то событие, которому они рады и заканчивают фразу.
Дети садятся за столы.
Педагог-психолог: «Ребята, перед вами на столах лежат бланки, на которых нарисованы кружки. В каждом кружочке мы будем с вами рисовать свое настроение, когда я вам скажу. Сейчас нарисуйте свое настроение.» (детям можно предложтиь вариант подсказки на доске или на мониторе, чтобы они могли вспомнить какие бывают настроения)
Упражнение «Отгадай тему занятия»
Цель: Активизация познавательной деятельности детей
Педагог-психолог: «Ребята, мы молодцы, а теперь давайте мы с вами отгадаем тему нашего занятия. Тема у нас зашифрована.»
Педагог-психолог на экране показывает ребус детям. В нем зашифровано слово «депрессия». Дети отгадывают слово.
Упражнение «Беседа с детьми по теме занятия»
Цель: Проведение профилактической беседы с детьми на тему занятия
Педагог-психолог: «Ребята, может кто-то знает что обозначает это слово?»
Педагог-психолог выслушивает ответы детей.
Педагог-психолог: «Вы молодцы! А сейчас я вам расскажу, что такое депрессия, как мы можем понять, что у нас с вами началась депрессия. Что же отличает депрессивного человека? Это такой человек или ребенок, который постоянно плачет, кого не радует ничего, кто не хочет играть и тихо сидит в уголке, кто ругается со всеми, кто не умеет радоваться. А вы умеете радоваться и играть?»
Дети отвечают на вопрос.
Педагог-психолог: «А еще такой ребенок может плохо спать, долго засыпает. Ему тяжело со всеми детьми бегать, играть и резвиться. А вы хорошо спите, быстро засыпаете? В какие игры любите играть?»
Дети отвечают на вопрос.
Педагог-психолог: «А еще у него всегда грустные глаза. Давайте изобразим грустного человека.»
Дети изображают грусть на своем лице. Давайте нарисуем такое настроение на бланке.
Педагог-психолог: «Давайте сейчас посмотрим соседу в глаза и улыбнемся друг другу. Если хотите можете сказать хорошие слова друг другу или обняться.»
Упражнение «Узнай эмоцию»
Цель: Развитие умения понимать свои эмоции и других
Педагог-психолог: «А теперь я вам покажу картинки с эмоциональным состоянием одних девочки и мальчика, а вы скажите какие эмоции они испытывают.»
Педагог-психолог показывает картинки с одинаковыми эмоциональными состояниями девочки и мальчика, а дети называю эти эмоции. (страх, злость, гнев, уныние, обида)
Педагог-психолог: «Такие эмоции ведут к депрессии. Вы бываете в таких состояниях?»
Слушаю ответы детей.
Педагог-психолог: «Ребята, если эти эмоции возникли и ушли и вы снова радостные, то это нормально. Но если вы каждый день ходите такие, то вам срочно нужно искать выход к. (показываю эмоцию радости и дети называют ее). Как же нам с вами стать радостными, если мы только что грустили?»
Слушаю ответы детей.
Давайте сейчас сделаем упражнения, которые смогут нам справиться с грустным настроением.
Упражнение «Надувание разноцветных мячиков»
Цель: Развитие произвольности, самоконтроля, ритмирование организма
Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами будем надувать разноцветные шары. Цвет шара выберите сами, можете взять свой любимый цвет. Надувать шарики мы будем в нашем животике. Сядьте прямо на стульчиках, ручки положите на животики. И делаем глубокий вдох, надувая шарик в животике, выпячивая живот. Выдох — сдуваем шарик, живот втягиваем». (можно повторить от 3-х до 5 раз)
Упражнение «Мороженки»
Цель: Оптимизация тонуса мышц
Педагог-психолог: «Ребята, представьте, что вы мороженки. Мороженка какая? Твердая! Давайте напряжем свои руки и ноги, покажем какая мороженка твердая.»
Дети стоят прямо. Руки вытягивают вверх, кисти в кулачках. Дети напрягают руки и ноги, руки вытягивают вверх как можно выше.
Педагог-психолог: «А теперь представим, что мороженка растаяла и вы растеклись по столу.»
Дети медленно опускают руки вниз, также тело опускают вниз, расслабляют все мышцы.
Так можно повторить 3 раза.
Педагог-психолог: «Ребята, давайте сейчас нарисуем свое настроение после выполнения упражнений.
Упражнение «Дискуссия с детьми на тему занятия»
Цель: Проведение профилактической беседы с детьми на тему занятия
Педагог-психолог: «Значит чтобы быть радостным и активным нам нужно с вами заниматься зарядкой, правильно дышать. А еще нам важно (показываю картинки на экране и дети называю, что еще важно для хорошего настроения): хорошо спать: вовремя ложиться и вставать; кушать много фруктов и овощей; гулять на природе с родителями или друзьями.»
Рефлексия
Цель: подытожить полученные знания на уроке
Педагог-психолог: «На этом наше занятие закончено. Давайте еще раз скажем о чем мы с вами говорили на занятии. Что нового вы узнали?»
Прощание
Педагог-психолог: «Давайте сейчас попрощаемся так: выберите себе пару и потритесь спинками, потритесь бочками и ушками.»
Всем до свидания!
«Здорово быть здоровым!» Конспект занятия педагога-психолога для дошкольников по формированию здорового образа жизни Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, развивать познавательные способности; активизировать аналитическую работу ума.
Досуговое мероприятие педагога-психолога для детей 4–7 лет «Кусты, деревья и травы» Досуговое мероприятие педагога-психолога для детей 4 -7 лет «Кусты, деревья и травы». 1. «Замри на месте». Психолог подбрасывает мяч как.
Рекомендации педагога-психолога «Как выбирать няню правильно» Рекомендации педагога-психолога Выбор няни – достаточно ответственное дело. В подборе главное не уступать место эмоциональной стороне вопроса.
Конспект занятия педагога-психолога с дошкольниками 5–6 лет Тема: «Путешествие по морю эмоций» Конспект занятия педагога-психолога с дошкольниками 5-6 лет Тема: «Путешествие по морю эмоций» Маленькие дети часто находятся в «плену.
Конспект занятия педагога-психолога Тема «Морские обитатели» для детей 6–7 лет. Цели: -Воспитывать доброжелательные отношения между дошкольниками -Развивать умение добиваться своей цели приемлемыми способами общения,.
План-конспект занятия педагога-психолога для детей 6–7 лет «Космос» План – конспект занятия педагога-психолога для детей 6-7 лет Тема: «Космос» Цели: сформировать у детей понятие «космос», «вселенная», ввести.
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ Психо-коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ «Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению.
Занятие педагога-психолога с детьми дошкольного возраста «Добрые слова» Занятие педагога-психолога с детьми 4-5 лет «Добрые слова» Цель: Воспитание гуманной, социальной активности. Познакомить детей с правилами.
Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебное перо Жар-Птицы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Кленок» Конспект занятия педагога-психолога с детьми.
Занятие педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Легко ли быть добрым?» УЧАСТНИКИ: дети 6-7 лет. КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: 8 человек. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 30-35 минут ЦЕЛЬ: воспитание доброты, человечности.
Занятия педагога психолога с детьми дошкольного возраста. Психологические занятия с детьми
Цель: Развитие долговременной зрительной ассоциативной памяти, совершенствование координации тонких движений, закрепление умения рефлексировать.
Материалы: мелодия релакс. «Активизация психических центров», видеоматериал для запоминания, листы белой бумаги и по 2 простых карандаша, карточки с изображением ёжика петелькой (на каждого участника).
Звучит спокойная музыка.
Психолог: Добрый день! Я очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга вот так: «Меня зовут Елена, мое настроение – вот такое…» (каждый участник представляется и показывает свое настроение с помощью пантомимы).
Дыхательное упражнение «Певец»
Психолог: Для того, чтобы настроиться на занятие, я предлагаю вам провести дыхательную гимнастику. Делаем вдох через нос и медленный выдох ртом.
Теперь на вдох поднимаем руки через стороны, задерживаем дыхание и на выдохе произносим звук А-А-А.
Психолог: Т.о. мы обогатили наш мозг кислородом, а это поможет нам лучше запоминать и думать. В гостях у нас сегодня вот такой ежик.
Упражнение на запоминание.
Психолог: внимательно посмотрите на слайд. Запомните стих, который я прочту с помощью картинок.
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
(Участники смотрят на слайд и запоминают четверостишие, каждая картинка обозначает слово в стихе. Затем одна картинка убирается, участники, должны вспомнить стих полностью, и т.д. пока не исчезнут все картинки.)
Упражнение на развитие координации тонких движений.
Психолог: Спасибо! Давайте поаплодируем друг другу. Перед вами лежат белые листы бумаги и карточки с изображением ёжика.
Возьмите по одному карандашу в каждую руку и нарисуйте ёжика двумя руками одновременно.
Психолог: Спасибо! У вас все очень хорошо получилось!
Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с су-джок шарами.
Психолог: а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, помогут нам в этом вот такие ежики — шарики «су-джок».
Ежик, ежик, хитрый еж (катаем по ладошке)
На клубочек ты похож, (по большому пальцу)
На спине иголки (по указательному пальцу)
Очень-очень колки (по среднему пальцу)
Хоть и ростом ежик мал (по безымянному пальцу)
Нам колючки показал (по мизинчику)
А колючки тоже на ежа похожи. (Круговыми движениями прокатываем шарик на ладони).
Упражнение для профилактики нарушения зрения.
Психолог: Сядьте поудобнее, ноги стоят ровно, спина прямая.
Работают только глаза, вспомните колючки на спине у ежика, они похожи на вот такой зигзаг. Проводим зигзаг сначала слева направо, затем справа налево.
Психолог: а сейчас давайте вспомним стих, который мы выучили в начале нашего занятия. (Участники вспоминают стих)
Психолог: Спасибо! Я приглашаю вас всех встать в круг, назовите слово или словосочетание, которое вам больше всего запомнилось (участники, по-очереди называют то, что им больше всего запомнилось).
Психолог: Благодарю всех за активную работу! До встречи!
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(3-7 ЛЕТ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»
(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.
Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
3 – 4 года – восприятие;
4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;
5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;
6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Фонотека и фильмотека;
Настольно – печатные игры;
Краски, карандаши, фломастеры;
Писчая и цветная бумага;
Принципы проведения занятий
Системность подачи материала
Цикличность построения занятия;
Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
1. Организационный этап – создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап – выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап – подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап – обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей – участников программы:
Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов. Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
«Цветик-семицветик» для детей 6-7 лет
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.
В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а так же приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.
Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности. После каждого занятия родителям даются рекомендации для закрепления материала, пройденного на занятии.
Зрительная образная: объем – 7-8 предметов.
Слуховая образная – 7 звуков.
Слуховая вербальная – 7 – 8 слов.
Тактильная – 7 предметов.
Объем – 7 – 8 предметов.
Устойчивость – 25-30 минут.
Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений.
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
Выполнениесериации по всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.
Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.
Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
Тематическое планирование психологических занятий
Для детей от 6 до 7 лет
(1 занятие в неделю по 25 минут, всего 31 занятие)
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-pedagoga-psihologa-s-detmi-6-7-let-na-temu-depresija-a-ja-znayu-kak-byt-radostnym-i-aktivnym.html
http://olliewake.ru/the-health-of-pregnant/zanyatiya-pedagoga-psihologa-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-psihologicheskie/